\
Россия, Москва | Официальный портал (ВОИР) Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
Предложения ВОИР по формированию современного рынка интеллектуальной собственности в Российской Федерации

 

 

 

 

Предложения

Всероссийского общества

изобретателей и рационализаторов

по реализации приоритетного проекта

«Формирование современного рынка интеллектуальной собственности в Российской Федерации»

 

Институциональные и инфраструктурные меры

Единый регулятор. Полномочия различных органов власти в сфере интеллектуальной собственности размыты, дублируются, не способствуют достижению главных задач – построению современной экономики, основанной на талантах и развитии человеческого капитала, увеличения доли в ВВП доходов от интеллектуальной собственности, резкого повышения производительности труда.

Предлагается: Создать на базе Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) единый государственный регулятор в сфере интеллектуальной собственности.

 

Аукцион по продаже прав на результаты интеллектуальной деятельности. Финансовой и информационной высокотехнологичной инфраструктуры, позволяющей обеспечить поиск инвестора или промышленного партнера для авторов изобретений не имеется.

Предлагается: Создать электронный Аукцион по продаже прав на результаты интеллектуальной деятельности в форме публичного акционерного общества, содействовать сосредоточению на площадке аукциона инвесторов, способствовать увеличению количества сделок и росту капитализации Аукциона.

 

Инновационный ваучер. Для большинства изобретателей большой проблемой является как финансирование затрат на патентные услуги и оплату пошлин при патентовании, так и оплата услуг, связанных с разработкой опытного образца, маркетинговыми исследованиями, составлением бизнес-плана, созданием презентаций и участием в форумно-выставочных мероприятиях. Одним из эффективных инструментов роста спроса на инновации и стимулирования коммерциализации РИД является инновационный ваучер. Мировая практика показывает положительный опыт использования таких ваучеров.

Предлагается: Подготовить нормативную базу для запуска механизма использования нового финансового инструмента – инновационных ваучеров, который позволит получить необходимые для изобретателей услуги и работы в аккредитованных оператором организациях.

 

Фонд российских изобретений. Несмотря на наличие большого количества различных институтов, поддерживающих инновации, системной работой, связанной с поддержкой изобретательской деятельности, помощью в «коммерческой упаковке» изобретений, созданием и управлением патентных пулов, экспортом прав на РИД в РФ никто не занимается.

 

Предлагается: Создать государственный институт развития «Фонд российских изобретений». Этот фонд мог бы стать оператором инновационного ваучера, взять на себя функцию популяризации изобретательской деятельности, создания и управления патентными пулами, содействия конверсии оборонно-промышленного комплекса, судебной защиты правообладателей, выстраивания отношений с органами власти, поддержки разработчиков и исполнителя государственных функций по развитию научно-технических НКО.

 

Таможенная защита отечественных правообладателей. На сегодняшний день правообладатели интеллектуальной собственности в виде товарных знаков имеют возможность препятствовать ввозу на территорию стран Евразийского Экономического Союза контрафактной продукции, нарушающей их права, подав сведения о своих товарных знаках в Единый таможенный реестр. Однако для правообладателей на объекты интеллектуальной собственности в виде изобретений, полезных моделей или промышленных образцов такого вида защиты их прав нет, что позволяет ввозить на территорию таможенного союза технически сложную продукцию, включающую элементы, защищенные российскими патентами, без договорных отношений с правообладателями (т.е. контрафактную).

Предлагается: Разработать поправки в статью 385 Таможенного кодекса ЕАЭС и проект Регламента ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов ЕАС, которые предусматривали бы возможность включения в Единый таможенный реестр помимо объектов авторского права, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров,  таких объектов как изобретения и полезные модели.

 

НИС БРИЗ. Одним из главных источников изобретательской активности на промышленных предприятиях в СССР служила поддержка рационализаторской деятельности. Ее задачами было повышение производительности труда, снижение издержек, импортозамещение. Фонд Президентских грантов поддержал создание Национальной информационной системы «Бюро рационализации и изобретательства» (НИС БРИЗ), которая должна выполнить консолидирующую функцию в рационализаторской деятельности, создать механизмы мотивации к занятию рационализацией на производстве.

Предлагается: Поддержать проект НИС БРИЗ, рекомендовать подведомственным структурам, предприятиям, организациям содействовать его развитию.

 

МФЦ изобретательства. Для создания изобретения и его последующего вывода на рынок требуется осуществить достаточно много операций. Изучение профильной литературы, патентный поиск, выстраивание стратегии защиты прав, оформление заявки, создание опытного образца, инжиниринговые услуги, разработка бизнес-плана, поиск промышленного партнера и инвестора и т.д. В подавляющем большинстве случаев изобретатели самостоятельно не могут справиться с возникающими вопросами и проблемами.

Предлагается: Создать в центрах субъектов РФ Многофункциональные центры (МФЦ) изобретательства, которые возьмут на себя многие из перечисленных выше проблем. В таких МФЦ возможно размещение офисов региональных Уполномоченных по защите прав изобретателей.

 

Проектные директора. Талантливый изобретатель редко когда совмещает в себе талант предпринимателя. А успешная коммерческая реализация инновационного проекта невозможна без предпринимательской инициативы при правильно выстроенной стратегии развития.

Предлагается: Создать институт квалифицированных профессиональных проектных директоров, которые будут помогать в выводе изобретений на рынок с получением вознаграждения в виде опциона на долю компании (доли компании).

 

Формирование государственной политики в сфере поддержки НКО, содействующих развитию науки, техники и рынка интеллектуальной собственности (НТ НКО). Некоммерческие объединения существенным образом влияют на общественное мнение, содействуют защите прав членов, формируют переговорную повестку с органами госвласти и госкомпаниями, выполняя важнейшую роль в развитии. В РФ сформировалась политика поддержки социально-ориентированных НКО, при этом такое важнейшее направление как наука, техника, рынок интеллектуальной собственности пока не поддерживается государством.

Предлагается: Сформировать государственную политику в сфере поддержки НКО, содействующих развитию науки, техники и рынка интеллектуальной собственности (НТ НКО), разработать перечень мер бюджетной, финансовой, имущественной, налоговой, информационной поддержки.

 

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав изобретателей. Изобретатели – физические лица выражают обеспокоенность слабой защитой их прав в спорах с крупными компаниями или работодателями, что является причиной снижения изобретательской активности.

Предлагается: Создать нормативно-правовую базу для института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав изобретателей. Функциями Уполномоченного должно стать обращение в суд в защиту прав изобретателей и групп изобретателей, обжаловать вступившие в силу судебные акты арбитражных судов и суда по интеллектуальным правам, направлять Президенту РФ предложения по совершенствованию законодательства в защиту прав правообладателей и др.

 

Законодательные меры

Усилить материальную мотивацию авторов изобретений. Закрепленные Постановлением Правительства РФ №512 правила выплаты вознаграждения дают возможность свести к минимуму выплаты авторам служебных изобретений, служебных полезных моделей, служебных промышленных образцов в случае заключения специальных договоров, что дестимулирует сотрудников вузов, НИИ, организаций. Кроме того, ответственности за невыплату таких вознаграждений не предусмотрено.

Предлагается: Внести в Гражданский кодекс РФ нормы, предусматривающие порядок выплаты вознаграждений за создание и при коммерциализации служебных изобретений, служебных полезных моделей, служебных промышленных образцов.

Установить минимальный возможный размер выплат за создание РИД, например, не менее 5 минимальных размеров оплаты труда или, например, 30% от средней заработной платы по отрасли (по экономике) за год, предшедствующий созданию РИД. Выплата вознаграждения в большем размере может быть установлена при заключении работодателем и работником отдельного договора.

Установить минимальный возможный размер вознаграждения автору (коллективу авторов) в случае предоставления работодателем иному лицу права использования служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца по лицензионному договору (или исключительного права) – не менее 30% предусмотренного договором вознаграждения. Выплата вознаграждения в большем размере может быть установлена при заключении работодателем и работником отдельного договора.

Предусмотреть ответственность работодателя за несвоевременную выплату вознаграждения аналогичную невыплате заработной платы.

 

Авторское свидетельство. При регистрации прав на служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец выдается патент установленного образца правообладателю. Авторы не получают документа об участии в разработке, кроме записи в патенте.

Предлагается: Закрепить в Гражданском кодексе РФ норму, предусматривающую возможность по запросу автора получение Авторского свидетельства, что позволит усилить мотивацию изобретателей.

 

Научно-популярные СМИ. В действующем законодательстве отсутствует понятие «Научно-популярное средство массовой информации», что не позволяет определить круг изданий, которым может быть оказана поддержка.

Предлагается: Закрепить в законе «О средствах массовой информации» термин «Научно-популярные средства массовой информации».

 

Научно-популярные СМИ в розничных сетях. В связи с отсутствием большого спроса на научно-популярную литературу, подавляющее большинство изданий находится на грани закрытия.

Предлагается: Закрепить в 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» требование обеспечить в местах продажи периодической литературы населению не менее 10% ассортимента, приходящегося на научно - популярные СМИ.

 

Повышение статуса защищенных РИД при госзакупках. Потенциал повышения востребованности патентования с целью защиты прав на объекты интеллектуальной собственности не используется при осуществлении закупок в такой ёмкой сфере, как закупки для государственных и муниципальных нужд.

Предлагается: При госзакупках отдавать при прочих равных предпочтение продукции (товарам, работам, услугам), имеющей российский патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец, закрепив соответствующую норму в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Дополнение состава проектно-сметной документации. Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию предусмотрено включение в состав проектной документации пояснительной записки, которая наряду с прочим должна содержать сведения об использованных в проекте изобретениях, результатах проведенных патентных исследований (п.10, пп. «л»). При этом про полезные модели и промышленные образцы в положении не упоминается, а для сметной документации отсутствует необходимость включения затрат, связанных с выплатами правообладателями.

Предлагается: Предусмотреть наличие обязательного раздела проектной документации «Сведения о применяемых охраняемых результатах интеллектуальной деятельности и их правообладателях», а также «Выплаты правообладателям объектов интеллектуальной собственности» в сметных расчетах.

 

Детское научное и техническое творчество. Важность вовлечения широких масс школьников в научное и техническое творчество пока не осмысляется государством как важнейшая составляющая формирования экономики талантов с приоритетом человеческого капитала и интеллектуальной собственности.

Предлагается. Включить главу «Детское научное и (или) техническое творчество» в проект федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», где представляется целесообразным:

- предусмотреть статью «Государственная политика в целях поддержки научного и (или) технического творчества детей»;

- закрепление в законодательстве понятия «станция научного и (или) технического творчества»;

- закрепление в законодательстве понятия «детский технопарк»;

- введение званий «Юный ученый»; «Юный техник», «Юный изобретатель»;

- создание межведомственного координационного органа – Совета по поддержке детско-юношеского научного и технического творчества при Правительстве Российской Федерации;

- ведение на федеральном уровне реестра юных ученых, техников и изобретателей (в целях их адресной индивидуальной поддержки);

- порядок учета результатов детского научного и (или) технического творчества при поступлении их авторов в государственные учебные заведения высшего профессионального образования (в целях обеспечения льгот при поступлении юных ученых, техников и изобретателей в государственные образовательные учреждения высшего и среднего специального образования);

- включение сведений о состоянии детского научного и (или) технического творчества в ежегодные доклады Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по вопросам развития образования детей;

- предусмотреть статью «Государственная поддержка научного и (или) технического творчества детей», где включить правовые нормы, направленные на имущественную (финансовую) и организационную поддержку научного и (или) технического творчества, в том числе изобретательства и рационализаторства детей, предусмотрев, в частности:

а) выплату стипендии гражданам в возрасте до 16 лет включительно, осуществляющим научную и (или) техническую деятельность в станциях научного и (или) технического творчества;

б) принятие государственной программы (подпрограммы) мер государственной поддержки детей и школьников, занимающихся научным и (или) техническим творчеством;

в) создание механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования для развития детского научного и технического творчества.

 

Упрощение доступа к финансовым рынкам НПФ. Установленные жесткие требования со стороны Банка России не позволяют привлекать средства в фонды и акционерные общества, работающие на рынке интеллектуальной собственности.

Предлагается: Закрепить в 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» положение, предусматривающее возможность инвестирования до 5% средств пенсионных накоплений НПФ в акции акционерных обществ, паи паевых инвестиционных фондов, созданных с целью коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (изобретение, полезную модель, промышленный образец) отечественных авторов. Требования к таким акционерным обществам и фондам устанавливаются Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент).

 

Государственная награда «Заслуженный рационализатор РФ» и «Заслуженный изобретатель РФ». Рационализация производственных и управленческих процессов является мощным фактором повышения производительности труда. Государственная система содействия рационализаторскому движению утеряна.

Предлагается: Вернуть в законодательное поле почетное звание «Заслуженный рационализатор РФ», внести изменения в Указ Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» №1099, а также предоставить гражданам, имеющим почетные звания «Заслуженный рационализатор РФ» и «Заслуженный изобретатель РФ» льготы, предусмотренные Федеральным законом №5-ФЗ «О ветеранах» для ветеранов труда.

 

Приоритет для научно-технических НКО. Во многих случаях от возможности оперативного взаимодействия с органами власти и государственными компаниями зависит судьба уникальных изобретений и судьба их авторов.

Предлагается: Законодательно закрепить, внеся в Федеральный закон №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» положений, предусматривающих обязанность безотлагательного ответа на письменное обращение (запроса) руководителей всероссийских некоммерческих организаций содействующих развитию науки, техники и рынка интеллектуальной собственности государственным и муниципальным служащим, лицам, замещающим государственные должности, руководителям компаний, корпораций, учреждений, организаций с государственным и муниципальным участием. Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

Законодательно (Федеральный закон №7-ФЗ «О некоммерческих организациях») закрепить право руководителей всероссийских некоммерческих организаций содействующих развитию науки, техники и рынка интеллектуальной собственности на прием в первоочередном порядке государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные должности, руководителями компаний, корпораций, учреждений, организаций с государственным и муниципальным участием.

 

Налоговые меры

Отмена НДС. Существующая схема взимания НДС создает барьер между малым бизнесом, инновационными компаниями (которые, как правило, находятся на УСН) и крупными заказчиками, корпорациями, государственными структурами, которые требуют «входного» НДС. Кроме того, НДС является налогом, в большей степени, взимаемым с производственного «реального» сектора и в меньшей степени – с торговли, что создает дисбаланс в экономике.

Предлагается: Заменить НДС по товарам (работам, услугам), производимым на территории Российской Федерации на Налог с продаж (НСП), перенеся таким образом бремя налоговой нагрузки и отчетности на конечное звено в цепочке производства и продажи – розничного продавца без потерь для бюджета. Расчеты показывают, что ставка НСП в 10% заместит все доходы от НДС. Кроме повышения спроса на инновационную продукцию и услуги малого бизнеса, дополнительным положительным эффектом станет освобождение сотрудников Федеральной налоговой службы и сотрудников бухгалтерий компаний от непроизводительной деятельности, ликвидация рынка обналичивания для ухода от НДС, высвобождение ресурсов в промышленности.

 

Повышающий коэффициент для затрат на патентные службы. Большинство предприятий не создают патентные службы в связи отложенным экономическим эффектом от изобретательской деятельности.

Предлагается: Затраты, связанные с содержанием патентных служб, относить на себестоимость выпускаемой продукции для целей налогообложения по налогу на прибыль с коэффициентом 2.

 

Освобождение от налогов сделок с правами на РИД. Серьезным сдерживающим фактором развития рынка интеллектуальной собственности является дефицит финансовых ресурсов у правообладателей и авторов. Кроме того, ситуация усугубляется изъятием части доходов через налогообложение сделок.

Предлагается: Освободить от налогообложения (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль) операции, связанные с выплатой авторского вознаграждения, продажи права по лицензионным договорам, продажи исключительного права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы.

 

Компенсация через налогообложение затрат на патентование за рубежом. Высокая стоимость патентования и поддержания патентов за рубежом ограничивает возможности авторов по защите своих прав на внешних рынках, снижает экспортный потенциал страны, ограничивает гео-политическое влияние.

Предлагается: Внести в Налоговый кодекс РФ положение, предусматривающее возможность уменьшения налога на доходы физических лиц на суммы затрат физических лиц на патентование (пошлина и услуги патентного поверенного) за рубежом.

 

Повышение доступности научно-популярных СМИ. В большинстве случаев граждане испытывают трудности с оплатой стоимости подписки на научно-популярные СМИ, учитывая их не первоочередную необходимость.

Предлагается: Внести в Налоговый кодекс РФ положение, предусматривающее возможность уменьшения налога на доходы физических лиц на суммы затрат на подписку на научно-популярные СМИ.

 

Освобождение от налогов операций с долями и акциями МИПов. Серьезным сдерживающим фактором развития рынка интеллектуальной собственности является дефицит финансовых ресурсов у правообладателей и авторов. Большое количество РИДов сосредоточено в малых инновационных предприятиях, создаваемых при участии вузов и НИИ. Ситуация усугубляется изъятием части доходов через налогообложение сделок с долями и акциями МИПов.

Предлагается: Оборот акций и долей малых инновационных предприятий (МИПов) вывести из-под обложения налогом на прибыль и налогом на доходы физических лиц.

 

МИПы, созданные вузами и НИИ, получают такие же льготы, как и резиденты Фонда «Сколково». Предоставление льготных условий налогообложения по географическому принципу расположения юридического адреса ставит инновационные предприятия в неравное положение с резидентами Фонда «Сколково» и ограничивает их финансовые возможности.

Предлагается: Внести изменения в Налоговый кодекс РФ, предусматривающий предоставление следующих льгот и условий для малых инновационных предприятий, созданных вузами и НИИ:

- ставка налога на прибыль – 0%;

- ставка НДС – 0%;

- ставка страховых взносов – 14%;

- ставка налога на имущество организаций – 0%;

- таможенные пошлины – 0% (при ввозе необходимого научно-исследовательского оборудования).

 

Сырьевой сбор – в Фонд российских изобретений. Несмотря на предпринимающиеся усилия, зависимость российской экономики от сырьевого экспорта остается высокой. При этом сфера интеллектуальной собственности и развития человеческого капитала испытывает дефицит финансирования, что не позволяет говорить о ее развитии.

Предлагается: Ввести Сырьевой сбор для экспортеров сырья в размере 0,1% от таможенной стоимости с зачислением доходов в Фонд российских изобретений.

 

Финансовые меры

Компенсация затрат на «коммерческую упаковку» изобретения, полезной модели, промышленного образца. Для большинства изобретателей большой проблемой является наряду с финансированием затрат на патентные услуги и оплату пошлин при патентовании – оплата услуг, связанных с разработкой опытного образца, маркетинговыми исследованиями, составлением бизнес-плана, созданием презентаций и участием в форумно - выставочных мероприятиях.

Предлагается: Создать механизм компенсации или финансирования затрат на «коммерческую упаковку» изобретения, полезной модели, промышленного образца. Одним из вариантов решения проблемы может служить механизм инновационного ваучера.

 

Компенсация участия в международных выставках некоммерческим организациям, объединяющих изобретателей и других правообладателей. На сегодняшний день отсутствуют механизмы, позволяющие на льготных условиях участвовать изобретателям – физическим и юридическим лицам, объединенным в некоммерческие организации в выставочно-форумных мероприятиях за рубежом.

Предлагается: Распространить механизм компенсации затрат на участие в зарубежных выставочно-форумных мероприятиях на научно-технические НКО.

 

Компенсация затрат на патентование за рубежом для физических лиц. Действующие правила компенсации затрат на патентование за рубежом не распространяются на физических лиц, что существенно сдерживает этот процесс.

Предлагается: Расширить перечень участников программы поддержки экспорта прав на объекты интеллектуальной собственности Российского экспортного центра за счет физических лиц, не имеющих кода ОКВЭД.

 

Кредиты под залог интеллектуальной собственности. Наиболее часто правообладатели называют отсутствие финансовых возможностей причиной проблем с коммерциализацией прав на РИД.

Предлагается: Создать механизм, позволяющий банкам кредитовать под залог интеллектуальной собственности со страхованием рисков в страховых компаниях. Один из вариантов решения – аналог системы страхования вкладов.

 

Имущественные меры

Дом Науки, Техники, Изобретательства (Дом НТИ). Отсутствие помещений и другой инфраструктуры для проведения совместных мероприятий и обмена опытом между инженерами, изобретателями, учеными, технологическими предпринимателями существенно снижает результативность творческой деятельности.

Предлагается: Создать сеть домов НТИ в крупных городах для формирования центров притяжения и поддержки инновационной и изобретательской деятельности.

 

Имущественная поддержка научно-технических НКО. Отсутствие помещений для полноценной работы организаций, содействующих развитию науки, техники и рынка интеллектуальной собственности сдерживает развитие в этой сфере.

Предлагается: Предоставить подразделениям всероссийских научно-технических некоммерческих организаций помещения на безвозмездной основе для осуществления уставной деятельности.

 

Проектные решения

«IP – грамотность». Запуск масштабного просветительского проекта по ликвидации безграмотности в сфере интеллектуальной собственности.

 

Проведение Госсовета по формированию рынка интеллектуальной собственности и поддержке изобретательства.

 

Объявление 2019 года – Годом изобретательства и интеллектуальной собственности.

 

Серия мероприятий с целью повышения статуса изобретателя и рационализатора в обществе.

 

Рекомендации субъектам РФ по включению в документы стратегического планирования положений, связанных с формированием рынка интеллектуальной собственности, поддержки изобретательства и рационализаторства.

 

Проведение летом – осенью 2018 года форума изобретателей «Мягкая сила» с приглашением Президента Российской Федерации.

 

Проведение конкурса между субъектами РФ «Столица изобретательства России» на право проведения федеральных мероприятий на территории субъекта по интеллектуальной собственности и изобретательству в течение года.

 

Проведение фестиваля новых товаров гражданского назначения и изобретений «Придумано в России».

 

Поддержка экспортеров прав на РИД через Российский экспортный центр.

 

Поддержка работы Ассоциации судебных экспертов в сфере интеллектуальной собственности.

 

Поддержка созданию и работе Арбитража по интеллектуальным правам – третейского суда для компаний стран, входящих в ЕАЭС.

 

Поддержка формированию сегмента ГИС промыщленности «Новые перспективные товары для отечественной промышленности».

 

Увеличение количества бюджетных мест в вузах по специальностям, связанным с интеллектуальной собственностью.

 

Внедрение технологии блокчейн в работу патентной службы.

 

В показатели эффективности вузов и НИИ включить пункт:

- количество полученных иностранных патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы в расчете на 100 НПР.

 

Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет – интерактивная ссылка)

105122, г. Москва, ул. Щёлковское шоссе, д. 5, стр. 1, офис 602-3,
(м. Черкизовская) тел.: +7 (495) 849-12-23

По всем вопросам, связанным с работой портала, обращайтесь на: info@ros-voir.ru

© 1932-2017 | ОО «ВОИР»