\
Россия, Москва | Официальный портал (ВОИР) Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
Круглый стол «Права изобретателя и их защита как важнейший инструмент инновационной политики»
25.05.2023

Резолюция

Круглого стола «Права изобретателя и их защита как важнейший инструмент инновационной политики»,

прошедшего в рамках III Международной научно-практической конференции «АВТОР/AUTHOR-2023»

 

г. Москва

28 апреля 2023 года

 

28 апреля 2023 года на базе штаб-квартиры Евразийской патентной организации в рамках III Международной научно-практической конференции «АВТОР/AUTHOR-2023» прошел круглый стол, посвященный теме «Права изобретателя и их защита как важнейший инструмент инновационной политики».

Модератором круглого стола выступил Антон Анатольевич Ищенко, генеральный директор ВОИР, общественный уполномоченный по вопросам изобретательства и интеллектуальной собственности в городе Москве. Организация и проведение мероприятия поддержаны Евразийским патентным ведомством.

Участие приняли:

- Ивлиев Григорий Петрович, Президент Евразийского патентного ведомства, кандидат юридических наук, профессор;

- Воробьев Александр Александрович, заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ВолгГМУ, заместитель по научной работе директора Федерального центра поддержки разработки экзопротезов, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Премии ВОИР, профессор. Стаж работы в медицине 40 лет, автор (соавтор) 51 патента (свидетельства) на изобретения и полезные модели;

- Андрющенко Федор Андреевич, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории инновационных методов реабилитации и абилитации Волгоградского медицинского научного центра;

- Зозуля Евгений Юрьевич, директор Центра поддержки разработки устройств для реабилитации и абилитации ВолгГМУ Минздрава России, кандидат экономических наук;

- Данила Андрей Владимирович, изобретатель, соавтор 2 патентов на изобретения в сфере микроэлектроники и твердотельной электроники;

- Федорова Юлия Александровна, начальник юридического отдела Организационно-правового управления Евразийского патентного ведомства;

- Чернуха Алексей Викторович, и.о. начальника центра инновационного развития – филиала ОАО «РЖД», кандидат экономических наук;

- Дьяченко Олег Георгиевич, заместитель председателя Центрального Совета ВОИР, кандидат химических наук;

- Трофимова Альфия Харисовна, заместитель председателя комитета ВОИР по защите прав на РИД и нормотворчеству, кандидат юридических наук;

- Кастальский Виталий Николаевич, советник ректора Университета 2035, адвокат, патентный поверенный;

- Доржиева Валентина Васильевна, Институт экономики РАН, заведующая Центром инновационной экономики и промышленной политики, ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук;

- Марюхина Ольга Вадимовна, Центр трансфера медицинских технологий ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России, начальник отдела разработки и реализации стратегий патентной защиты, LLM;

- Ванюков Павел Дмитриевич, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА им. О.Е. Кутафина), аспирант;

- Чульников Олег Алексеевич, Тульский государственный университет, Институт права и управления, студент.

В ходе мероприятия были заслушаны доклады и сообщения, предложения по совершенствованию правового регулирования изобретательской отрасли, примеры из судебной и досудебной практики, подтверждающие необходимость работы в данном направлении.

На круглом столе была подчеркнута особая важность правового регулирования отношений между работником-изобретателем и работодателем для инновационного развития евразийских государств.

По итогам дискуссии участники пришли к следующим выводам.

В настоящее время работодателями не в достаточной степени используются возможности регламентации отношений, возникающих в связи со служебным творчеством, локальными актами, в том числе в части признания результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД) служебными, установления минимального размера вознаграждения автору за создание РИД и прочих вопросов распределения прав на РИД. Практика показывает, что такие акты полезны и необходимы, защищают интересы и работника, и работодателя, позволяя избежать множества правовых споров.

          Подходы к решению вопроса выплаты вознаграждений за служебные изобретения, заложенные в принятом Правительством Российской Федерации постановлении от 16 ноября 2020 года № 1848 «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы» не позволяют исключить ситуации, когда работодатель находится «в позиции силы» по отношению к работнику и способствовать мотивации изобретателя к дальнейшей творческой деятельности.

          Проанализировав различные подходы к выплатам вознаграждения, в том числе те, согласно которым вознаграждение за служебные РИД составляет часть заработной платы работника-изобретателя, пришли к выводу, что такой подход является ошибочным в силу различной правовой природы заработной платы и вознаграждения за служебные РИД.

          Проведя сравнительный анализ законодательного регулирования порядка и условий отнесения РИД к служебным в государствах-членах Евразийской патентной организации, участники секции пришли к выводу, что от того, насколько точно и конкретно прописаны критерии отнесения, зависит баланс интересов работодателя и изобретателя, а также вероятность возникновения правовых конфликтов на данной почве.

          Недостаточность нормативно-правового регулирования отношений между работником-изобретателем и работодателем участники оценили на примере, который привел Данила Андрей Владимирович из собственного опыта, когда юридическое лицо подало заявку на патент, но не получило его из-за начавшейся процедуры банкротства работодателя. Поскольку ни законодательством, ни локальными актами и соглашениями предприятия не была предусмотрена возможность перехода права на получение патента на изобретение, ситуация привела к тому, что спустя четыре года коллектив авторов продолжает предпринимать попытки восстановления прав на созданное ими изобретение, а само изобретение, обладающее серьезным потенциалом для развития экономики России, не выпущено на рынок.

Участники круглого стола отметили, что от труда отечественных изобретателей зависит инновационное и экономическое состояние страны. Принимая во внимание значимость, осознавая необходимость развития данной области и совершенствования ее правового регулирования, учитывая вышеизложенные выводы, участники выдвинули следующие предложения:

  1. Создать на базе Евразийского патентного ведомства площадку с участием изобретателей, представителей ЕАПВ, национальных патентных ведомств, организаций, специалистов в области охраны прав интеллектуальной собственности для обсуждения вопросов взаимодействия работников-изобретателей и работодателей и более эффективного регулирования их взаимоотношений.
  2. Подготовить предложения по внесению изменений в п. 3 ст. 1370 ГК РФ, дополнив данную норму возможностью перехода права на служебное изобретение, служебную полезную модель и служебный промышленный образец от работодателя к авторам в случае, если предприятие не может его запатентовать, например, при процедуре банкротства в отношении организации или ином прекращении деятельности юридического лица.
  3. Предложить соответствующим федеральным органам исполнительной власти усилить работу в части закрепления локальными актами вопроса распределения прав на служебные РИД, в том числе руководствуясь Рекомендациями по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации 3 октября 2017 г.
  4. Предложить руководителям, учредителям государственных и негосударственных хозяйствующих субъектов разработать локальные акты, детализирующие положения законодательства Российской Федерации, определяющие условия признания РИД служебными, размеры и порядок выплаты изобретателям вознаграждений за такие РИД, а также предусматривающие иные способы мотивации работников-изобретателей.
  5. Уточнить критерии признания РИД служебными с целью снижения рисков возникновения споров с внесением соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
  6. Законодательно закрепить на федеральном уровне минимальный размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы, распространяющиеся на ситуации, когда между сторонами есть заключенное соглашение, с целью соблюдения баланса интересов между работником-изобретателем и работодателем, защиты интересов изобретателя как менее защищенного субъекта отношений.
  7. Разработать и ввести в действие нормы, предусматривающие обременение патента на служебный РИД правом изобретателя на вознаграждение, в том числе в случае перехода исключительного права на служебный РИД третьим лицам.
  8. Рассмотреть возможность и целесообразность введения права авторства на ноу-хау (секрет производства).
  9. Разработать проект Федерального закона «О развитии изобретательства и художественно-конструкторского творчества» по аналогии с положениями Закона СССР от 31.05.1991 № 2213-1 «Об изобретениях в СССР», предусматривавшего регламентацию правового статуса изобретателей и рационализаторов, направленного на установление мер стимулирования и деятельности изобретателей, рационализаторов, лиц, занимающихся художественно-конструкторским творчеством, предусматривавшего права и льготы для изобретателей, меры их стимулирования, меры защиты авторов служебных результатов интеллектуальной деятельности, положения, регулирующие деятельность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав изобретателей и уполномоченных по защите прав изобретателей в субъектах Российской Федерации, положения об общественном контроле со стороны ВОИР.
  10. Предложить Евразийской патентной организации, органам государственной власти, государственным объединениям поддержать создание Российского фонда изобретений и разработку концепции его функционирования, а также создание аналогичных структур в государствах-членах Евразийской патентной организации.
  11. Подготовить дополнения в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», закрепляющие понятие научно-технологических некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области научных исследований, технологий, техники, инноваций, изобретательства, рационализаторства, интеллектуальной собственности, их правовой статус, полномочия, сферы деятельности и меры поддержки, а также регулирующие поддержку научно-технологических НКО органами государственной власти и органами местного самоуправления по аналогии с социально ориентированными некоммерческими организациями.
  12. В Федеральном законе от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» определить понятие и меры стимулирования научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности в части изобретательской и рационализаторской деятельности наряду с другими видами деятельности.
  13. Подготовить предложения по определению органов власти, ответственных за разработку и реализацию государственной политики в области изобретательской и рационализаторской деятельности.
  14. Предложить Евразийскому патентному ведомству рассмотреть возможность соотнесения сведений, содержащихся в Реестре евразийских патентов на изобретения, с регистрационными реестрами медицинских изделий и лекарственных средств по принципу «двух ключей» для снижения рисков нарушения патентных прав и разработки системы мероприятий по информированию потенциальных производителей об окончании срока действия евразийского патента.

Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет – интерактивная ссылка)

105122, г. Москва, Бережковская набережная, д. 24, стр. 1, 4 этаж,
 тел.: +7 (908) 861-28-38



    

По всем вопросам, связанным с работой портала, обращайтесь на: info@ros-voir.ru

© 1932-2023 | ОО «ВОИР»